Сегодня

Приоткрывая сокровищницу

0
Приоткрывая сокровищницу
Приоткрывая сокровищницу

Приоткрывая сокровищницу
Когда речь идет об уникальных экспонатах музейных коллекций, их обычно характеризуют не иначе как «жемчужины». И конечно, ценятся они не меньше любых других сокровищ. Поэтому открывшаяся на днях в Луганском областном художественном музее выставка и получила такое название «Скарби музеїв Луганщини (маловідомі пам’ятки)». Она приурочена к юбилею нашей области и стала своеобразным продолжением областного семинара музейных работников «Вивчення, збереження та реставрація пам’яток народного декоративного й образотворчого мистецтва».






Приоткрывая сокровищницу
Все музейщики подчеркивали необходимость проведения подобных семинаров, ведь они не только обогащают знаниями, но и дают возможность «острее почувствовать статус хранителей, собирателей, исследователей культурно-исторического наследия».
Гость из Киева, проректор по научно-методической работе Академии изобразительного искусства и архитектуры Украины Николай Титов занимается вопросами реставрации более двадцати лет. Говорит, что реставрация всегда была дорогостоящим делом. И сегодня проблема материального обеспечения реставрационных мастерских по-прежнему остается первостепенной.
— А профессионализм украинских реставраторов давно оценили за границей, — замечает Николай Федорович. — Там таких универсалов, способных самостоятельно выполнить все этапы реставрации, не готовят. Их специалисты — специалисты узкого профиля: например, один работает с основой, другой — с лако-красочным покрытием и так далее. Кроме того, заграничные мастера стремятся заменить «износившиеся» элементы новыми, а наши умеют восстанавливать уникальные старинные материалы.
Сам Николай Титов в свое время реставрировал Севастополь-скую панораму, известное полотно Айвазовского «Пушкин на берегу Черного моря» в Николаев-ском музее, пролежавшую много лет на барабане картину Чумакова «Христос и богатый юноша» (размер 3 х 4 метра) и другие. На семинаре в Луганске он рассказывал музейщикам о некоторых секретах разоблачения подделок среди произведений живописи. А потом был приятно удивлен, увидев имеющиеся в фондах город-ских и районных музеев Луганской области сокровища. Удивляться, действительно, было чему.
Историко-мемориальный музей Пархоменко (Краснодонский район), Кременской районный краеведческий музей, Новоайдарский районный краеведческий музей, Стахановский историко-художественный музей, народный музей истории Марковского района, народный историко-этнографический музей поселка Белолуцк (Новопсковский район), Сватовский районный народный краеведческий музей, церковный музей храмового комплекса «Лісова дача» (г. Северодонецк) предоставили на выставку «Скарби музеїв Луганщини» более двухсот экспонатов. Но непосредственно в экспозицию вошли только самые лучшие, по словам директора Луганского областного художественного музея, заслуженного работника культуры Украины Лидии Борщенко. «Скарби музеїв Луганщини» — своеобразный отчет ЛОХМ, подведение итогов первого этапа многоплановой работы по реализации Комплексной научно-исследовательской и научно-просветительской программы «Художні колекції Луганщини — складова частина національного культурного надбання України».
— Здесь представлены раритеты, — поясняет Лидия Михайловна. — Некоторые из них еще предстоит изучать музейным работникам, отдельные произведения искусства XIX — начала ХХ столетий требуют реставрации. Из фондов районных и городских музеев выбирали экспонаты, наиболее ярко отражающие специфику народного искусства именно нашего края.
Заведующая художественным отделом Стахановского историко-художественного музея Наталья Гавричкова, фонды которого насчитывают более двух с половиной тысяч произведений изобразительного искусства, представляла на выставке свою часть сокровищ.
— Это экспонаты из музейной коллекции декоративной росписи, — пояснила Наталья Юрьевна. — Произведения выполнены в технике знаменитой петриковской школы продолжателями творческих династий, в том числе и заслуженным художником Украины Федором Приймаченко.
Особого внимания посетителей выставки были удостоены предметы сакрального искусства — старинные иконы и церковная утварь, предоставленные Свято-Покровским храмом села Трехизбенка (Славяносербский район) и храмом Успения Богородицы поселка Городище (Перевальский район), а также церковным музеем храмового комплекса «Лісова дача» (г. Северодонецк).
Наталья Михеева занимается вышивкой убранства священно-служителей шесть лет. Этому ремеслу она училась в Санкт-Петербурге, где находится школа-мастерская по возрождению церковного шитья. Четырехлетний курс обучения освоила за год и приехала работать на Луганщину. На выставке были представлены несколько предметов сакрального искусства, изготовленных руками воспитанников воскресной школы Свято-Покровского храма в Трех-избенке под руководством и по эскизам Натальи Михеевой. Одно из облачений священнослужителей расшивалось жемчугом, гранатом около года, а другое, не менее изысканное, приуроченное к столетию местного храма, — три месяца. Сроки выполнения работы зависят, как говорит Наталья, от многих факторов, ведь настоящие драгоценные материалы приходится привозить из-за границы.
Пока в Украине таких мастеров, как Михеева, немного, но церковное шитье начинает постепенно возрождаться и в нашей стране.
Выставка продлится до конца нынешнего года, и все желающие смогут полюбоваться музейными сокровищами.


Корр. «НГ».
Фото Юрия СТРЕЛЬЦОВА.

25.10.2008 г.

Метки: {keywords}

  • Распечатать

Ссылки на материал


html-cсылка:

BB-cсылка:

Прямая ссылка: