Сегодня

НАША ГАЗЕТА | Архив 2007-2010 - мир увлечений

0
НАША ГАЗЕТА | Архив 2007-2010 - мир увлечений
Мастер сказочной росписи



НАША ГАЗЕТА | Архив 2007-2010 - мир  увлечений
Недавно художнице Софии Бондаренко присвоили звание народного мастера Луганщины. Это событие она отметила персональной выставкой в областной библиотеке для юношества, где рассказала о своем творчестве и некоторых секретах росписи.


Ей подвластны многие
техники — гжельская,
петриковская, жостов-ская, хохломская. Таким разнообразием представленных работ вряд ли может похвастаться кто-либо из умельцев-земляков. Поэтому на встречу с удивительной женщиной пришла не только молодежь, но и люди зрелого возраста. Конечно, экспозиция составила лишь малую часть того, что находится сегодня в двухкомнатной квартире Софии Дмитриевны, которую знакомые называют просто музеем. А сколько из расписанного ее руками разошлось по миру! Точное количество своих «детей-творений» уже затрудняется озвучить даже сама мастерица. Она родилась в живописном крае, на Полтавщине. Окончила Миргородское керамическое училище имени Гоголя, где будущих художников-оформителей обучали многим премудростям ремесла. К тому времени относятся первые успехи Софии, ведь студенты не только изучали теорию росписи, но и пробовали создавать свои маленькие шедевры. Не любят мастера краситель «селена» — капризный, а ей еще на втором курсе удалось расписать им фарфоровую тарелку так, что при обжиге ничего не выгорело, не растеклось. За эту работу девушка получила сразу две «пятерки». Потом была изумительная дипломная работа — расписанный пером чайный сервиз. Но, к сожалению, он остался в училище, и выпускница решила повторить свою роспись. Этот сервиз, оформленный тридцать лет назад, любимое детище, тоже был на выставке. Правда, по признанию мастерицы, это не копия диплома, а совсем другое оригинальное произведение. Не может она точно повторить рисунок. Ее творчество основано на постоянной импровизации новых вариантов орнамента. Главное при этом — чтобы роспись не спорила с формой. — Смотрите, выпуклый бок чайника также выпукло облегает роспись, — объясняет София Дмитриевна, — или «прогибается» вместе с вогнутым блюдом. Они единое целое — форма и орнамент. С росписи фарфора и начиналось творчество художницы. Позже освоила керамику, дерево. На пристрастия и направления влияли места жительства и работы. После окончания училища София вместе с мужем-военнослужащим объездила полстраны (бывшего Союза), даже побывала на острове Новая Земля. Трудилась на керамических и деревообрабатывающих предприятиях, где с интересом постигала на практике роспись Гжели, Хохломы, Жостова. И всегда оставалась верна петриковской росписи родной Украины — подлаковая
роспись по дереву (декоративная посуда, доски, шкатулки), роспись по фарфору (сервизы, вазы), роспись на бумаге
(«малевка»). Ажурный, графически чет-
кий орнамент Петриковки
имел давние традиции (родился в качестве настенной росписи), свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Сейчас преобладает растительный, преимущественно цветочный орнамент. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, «цибульки» или «кучерявки»). А еще мастера используют мотивы садовых и луговых цветов, ягод калины, клубники, винограда. Петриковские орнаменталисты отличаются чрезвычайно точным глазомером и удивительной ловкостью руки. Все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем. София Бондаренко говорит, что такого уровня не достигла. Ей обязательно нужно предварительно набросать орнамент карандашом. Для колорита традиционной петриковской росписи характерно контрастное соединение основных и дополнительных цветов спектра, причем преобладают красные и зеленые краски. Кстати, на луганском потребительском рынке пользуются спросом выписанные художницей клубнички, подсолнухи, осеннее разнотравье. Кто-то предпочитает яркость, а кое-кто — пастель. Но мастерице по душе сказочные птицы с роскошным оперением. Интересно отметить, что пишут в «петриковке» от себя, а не к себе, как это делают, например, хохломские мастера декоративной росписи. Но у Софии Дмитриевны есть несколько панно, где она соединила эти два вида росписи. Так сказать, «подружила» российское и украин-ское искусство. Результат вы-глядит замечательно. Из хохломской техники, безусловно, берется «золочение» дерева. Полуфабрикат деревянных изделий грунтуется, и на него наносится тонкий слой металлического алюминиевого порошка, по блестящей серебристой поверхности которого производится роспись. Когда краски просушены, изделия покрываются лаком и подвергаются «закалке» в печи. Здесь лаковая пленка темнеет, приобретая желтовато-коричневый оттенок, под ее слоем серебристая поверхность изделия становится похожей на золотую. Различные виды хохломского орнамента — верховое «травное» письмо, роспись «под фон», «кудрина» (сравните с петриковской «кучерявкой») — восходят в своих истоках к искусству Древней Руси. Например, для «травного» орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом (излюбленная цветовая гамма украинских вышивальщиц), с золотой поверхностью фона. А вот подносы, представленные на выставке Бондаренко, напоминают жостовскую роспись. Это живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклевки) и масляного лака, обычно черного. Наша мастерица зачастую использует и пластмассовые поверхности. Грунтует водоэмульсионной краской, расписывает гуашевыми красками и покрывает лаком. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет — прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Обычно завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска. Особое место в коллекции творений занимает бело-синее великолепие гжельских изделий. Подглазурная свободная роспись кобальтом вызывает неизменный интерес. Оказывается, когда-то подобную красоту делали и на Луганском керамическом заводе, где в свое время работала София Бондаренко. Она бережет каждый предмет, расписанный в этой технике. Очень сложная и кропотливая работа. Однажды маленький внук Влад разбил гжельское блюдо, так София Дмитриевна собрала осколки и сложила их в пакет. Дескать, вырастет мальчик — склеит, чтобы все увидели, какой красивый орнамент изобразила там его бабушка. Вообще мастерица считает, что дерево расписывать легче: его можно хотя бы трогать руками. Керамику же перед нанесением орнамента покрывают сырой глазурью, и любое прикосновение осыпает ее. Есть у Софии Дмитриевны одна ваза, которую она готовила в подарок экс-президенту Леониду Кучме. Потрудилась над ней изрядно, но обжечь к его приезду не успела. Так и остался подарок дома. Зато теперь вазу по праву величают «президентской». — На выполнение одной работы (с учетом перерывов на домашние хлопоты) уходит три-четыре дня, — говорит виновница выставки. — Хотя, конечно, можно уложиться и в три-четыре часа. Все зависит от материала, с которым работаешь.Больше времени для твор-
чества летом, в период от-
пуска. Ведь сейчас София Дмитриевна обучает росписи подрастающее поколение в луганской школе № 58 и Каменно-бродском Доме творчества. Была в ее жизни, как она сама замечает, черная полоса, когда закрылся керамический завод в Луганске, где работали многие талантливые художники. Тогда вместе с мужем мастерица уехала на север, в Россию. А по возвращении нашла себя в учениках. Кстати, для них роспись как мороженое — ей можно заниматься только после того, как освоишь рисунок и прочие обязательные дисциплины. Увы, без надлежащей школы мастером не станешь, считает Бондаренко. Среди подающих надежды учеников — Оля Расщупкина, Карина Машанец, Катя Мартинчук, чьи работы экспонируются в Киеве. Художественный талант мастерицы передался по наследству ее дочери Юлии. Она занимается лепкой, но признается, что творит только для собственного удовольствия. Ее мнением эксперта очень дорожит мама. А вот восьмилетний внук Владислав Овчаренко уже сегодня заявляет о своем даре. Вместе с бабушкой он представил свою небольшую выставку рисунков. В будущем он мечтает открыть галерею, где все желающие смогут полюбоваться работами их семьи. А о чем мечтает сама София Бондаренко?— В планах — роспись серии тарелок «Перлини рідного краю», посвященной выдающимся землякам-полтавчанам, — начинает она перечислять. — Выйду на пенсию — напишу книгу-пособие по росписи. А еще очень хочется пойти на природу с этюдником и просто рисовать.
Почти сказочное желание в наш бурный век.Ирина ЛИСИЦЫНА.На снимках: София БОНДАРЕНКО и ее творения.Фото Анатолия АЛИШЕВСКОГО.

Метки: {keywords}

  • Распечатать

Ссылки на материал


html-cсылка:

BB-cсылка:

Прямая ссылка: